? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Предметная деятельность и игра детей дошкольного возраста

В связи с тем, что ребенок овладевает предметной деятельностью, его характер ориентировки в новой ситуации, при встрече с незнакомыми предметами изменяется. Если в период манипулирования ребенку дать незнакомый ранее предмет, то он будет действовать с ним любыми известными способами, но в дальнейшем его ориентировка будет перенаправлена на выяснение предназначения этого предмета. Другими словами, ориентировка «что это такое?» изменится на ориентировку «что им можно делать?».






В конце раннего возраста у малыша складываются новые виды занятий, которые как раз и определяют его психическое развитие. Конечно, если присутствуют какие-то нарушения развития, психолог для ребенка может помочь скорректировать их на раннем этапе. Это выражается в игре и продуктивных видах деятельности, например, конструирование, рисование. Игры вызывают качественные изменения в психики, поэтому они становятся ведущим видом деятельности в момент дошкольного детства. Именно в играх наиболее ярко можно увидеть формулирующую знаковую функцию сознания малыша. После начала кризиса 3 с половиной лет родителям можно дать следующую основную рекомендацию: принимать ребенка, не давить на него тогда, когда нет крайней необходимости. В момент игровой деятельности дошкольник может не только замещать предметы, но и брать на себя определенную роль, например коня, робота. Но как правила, дети изображают взрослых – родителей, водителя, летчика, воспитателя. Если у взрослых есть психологические проблемы, то полезно их убрать с помощью семейного психолога, сейчас это возможно в онлайн режиме. В процессе игры ребенок впервые познает отношения, которые складываются между людьми в повседневной жизни.

При помощи ролевых игр дети способны отразить окружающую их действительность. Они могут воспроизводить сценки из семейного быта, при этом дети разного возраста вносят в один и тот же сюжет разное содержание.

Игровая деятельность позволяет складывать определенные формы общения. В игре проявляются такие качества, как инициативность, установление контактов, общительность, координация. Развивая игровые умения и усложняя игровые замыслы, ребенок вступает в более длительное общение. Совместные игры учат детей языку общения, взаимопомощи и пониманию. Игра способствует развитию произвольного внимания, произвольной памяти, воображению.

К продуктивным видам деятельности относится конструирование, рисование, которые имеют тесную связь с игрой на разных этапах взросления. Интерес рисовать или конструировать возникает как раз в игровом процессе. Позже этот интерес освобождается от влияния игры и переносится на результат. Учебная деятельность, которая в более старшем возрасте становится ведущей, также начинает складываться внутри игровой деятельности.